Исследование А.В.Венкова
(книга - «Тихий Дон»: источниковая база и проблема авторства» - А.В. Венков (Ростов-на-Дону, ООО «Тера», 2000, 584 с.))
---
ссылки в тему:
http://erich-bubbi.ucoz.ru/forum/45-858-1
http://www.dordopolo.ru/product294.html
http://forums.ng.ru/archive/part/exlibris.ng.ru,fakty,2006-11-30,3_otvet/1
http://sochinenia1.narod.ru/Tema/115.htm (А. Солженицын. «Бодался теленок с дубом», гл. 14 «Стремя “Тихого Дона”», ж-л «Новый мир», № 12, 1991, стр. 69.)
http://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=0122&oid=01
Александр Попов как автор "Тихого Дона" - Загадка М.А. Шолохова - Официальный Интернет-форум ВКО "Всевеликое Войско Донское" - http://www.russiancossacks.getbb.ru/viewtopic.php?f=102&t=2693
---
Освещение автором исследования частных вопросов романа представлено ниже (в последующих главах). Особый интерес вызывает отношение к личности Подтелкова ввиду того, что А.В. Венков - один из немногих профессиональных историков, обе диссертации которого посвящены Гражданской войне на Дону.
«Итак, мы абстрагировались от имени, пошли от текста, провели его историковедческий анализ. Что же показал этот анализ?
Вопреки устоявшемуся и широко распропагандированному мнению, что роман написан по рассказам очевидцев, «списан с жизни», мы увидели в основе огромное количество сцен, в том числе бытовых и батальных, письменные источники. Грубо говоря, роман писался «по газетным и журнальным статьям».
Судя по историческому и географическому фону, роман был начат около 1910 года на реке Донец. В нем изображалась жизнь в хуторах станицы Калитвенской. Затем действие было переброшено на Верхний Дон и заметалось вдоль течения реки от Казанской до Еланской и даже ниже.
Изначально речь шла о событиях 1901- 1906 годов, но из-за начала Первой мировой войны автор, не прерывая повествования, вместе с героями совершил скачок во времени и стал описывать казачество в ней.
В основу военных сцен легли, судя по всему, произведения разных авторов. Часть сцен из них написаны очевидцами, но часть, безусловно, создана на базе газетных и журнальных публикаций и даже по архивным документам. В романе приведены правленые, но подлинные документы - «дневник студента», «письмо Листницкого отцу» и др. События сменяли друг друга. Революция, гражданская война... Вслед им, завязывая новые сюжетные узлы и не доводя дело до развязки, писался роман. Источниковая база осталась прежней. Сюжет разбухал...
Крушение «своих» - а для автора костяка романа «своими» были белые, - хаос отступления и эмиграция — все это привело к тому, что роман (степень завершенности его не совеем ясна), черновики и другие материалы смешались в чьем-то «редакторском портфеле» с прежним содержимым этого портфеля. «Редакторский портфель» закрутился в водовороте отступления и покатился, как тот сокол, «ломая крылья, теряя перья». Часть его всплыла за рубежом и была использована в качестве бесхозного «материала» молодыми писателями - эмигрантами. Основной массив остался в России. Здесь его сначала использовали так же - в качестве «материала», пытались на его базе написать что-то «свое». Затем самый смелый стал «скатывать» почти без правки. Но «идеология» оказалась «чуждой». Рукопись несколько раз «правили», причем «правила» его рука настоящего мастера, который щедро поделился и своим кровным. Роману надо было дать другой конец, и его дописали...
Так что же мы имеем?
А имеем мы правленый-переправленый, но - шедевр. А дальше...
А дальше - не в нашей компетенции. «Украл», «не украл», «ему самому дали...».
Похоже, что «торопливый переписчик» сам толком не знал, «чье» он переписывал, правил, подчищал... Был ли иной путь опубликовать чьи-то материалы разной степени обработанности и готовности, но определенной идейной направленности? Нет, не было. Разве что за рубеж пе-реправить... Но как там использовали «материалы», мы только что видели.
Нет, другого пути не было. Честь, слава и вечная память всем, начиная от «торопливого переписчика» до «мэтра», кто способствовал появлению на страницах печати этого шедевра.
Теперь самое трудное, имя.
Мы ни в коей мере не отрицаем авторство М.А Шолохова. Им бесспорно написано более четвертой части всего текста, в основном в ч. 7 - 8 романа и огромные монологи в предыдущих частях. Кроме того, ему принадлежит правка некоторых глав первоначального варианта, «костяка».
Но основная правка первых частей романа, в том числе и любовного сюжета, - дело рук. А.С. Серафимовича. Ему же, видимо, принадлежат главы с Бунчуком и Анной.
Батальные сцены, сцены из офицерской жизни - обработанный материал В.В. Пузанова, В.В. Попова, Т.С. Старикова, И.С. Мельникова... Именно их, лихих донских офицеров. «Ты, Господи, веси...».
В тексте есть заимствования у Ф.Д. Крюкова, Р.П. Кумова, П.Н. Краснова - авторов «Донской волны».
Язык диалогов первых частей романа (да и не только диалогов), детали любовного сюжета, даже имена второстепенных героев - это все от Ивана Дмитриевича Филиппова.
Насколько доказательна и доказуема эта версия - со стороны виднее. И все же мне кажется, что основной костяк романа написан им - И.Д. Филипповым.
Конечно же, точки над «i» будут поставлены, если найдутся черновики, написанные рукой Филиппова. Вероятность почти равна нулю.
«...Михаил Александрович сидит на стуле возле камина, ворошит в нем потрескивающие поленья:
- Люблю вот так иногда посидеть, у огня и пожечь страницы, которые мне не нравятся...
- Вы не храните черновиков своих вариантов?
- Если бы я их хранил, то тут уже негде было бы повернуться. Ведь приходится по десять раз переписывать отдельные главы. Где же хранить черновики? И зачем это? Брошу в огонь, что не нравится, и на душе легче, и в голове яснее становится...» [Прийма К. Давняя встреча в Вешках // Советская Россия, 1985. 19 мая].
Но Лев Колодный все же нашел «черновики». И, наверное, сохранились где-то «материалы», которые использовали для «пробы пера» молодые казачьи писатели и здесь, в России, и за рубежом...»
источник: книга - «Тихий Дон»: черные пятна. Как уродовали историю казачества – Сергей Корягин.
также:
Вот что пишет сам Александр Исаевич в "Стремени "Тихого Дона": "Оказалось, недоразумение: С.П. Стариков собрал (в доверии у властей, из закрытых архивов) много вопиющих материалов - не только о своем любимом Миронове, кого загубил Троцкий, но и об истреблении казачества большевиками в Гражданскую войну. Хотел же он увековечить Миронова отдельной книгой, да написать ее сам не мог. И вот теперь предлагал мне без смеха: работать у него "негром": обработать материалы, написать книгу, он ее подпишет, издаст, а из гонорара со мной расплатится. Я сказал: отдайте мне материал - и Миронов войдет в общую картину эпохи, все постепенно. Нет. Так бы недоразумением и кончилось. Но уже расставаясь, поговорили о смежном, и оказалось: Миронов - одностаничник и лучший друг Крюкова в юности, и сам Стариков из той же станицы Усть-Медведицкой, и не только не сомневается, что Шолохов украл "Тихий Дон" у Крюкова (Шолохова в 15 лет он видел в Вешенской совсем тупым неразвитым мальчишкой), но даже больше знает: кто "дописывал" "Тихий Дон" и писал "Поднятую целину", - опять-таки не Шолохов, но тесть его Петр Громославский, в прошлом станичный атаман (а еще перед тем, кажется, дьякон, снявший сан), но еще и литератор; он был у белых, оттого всю жизнь потом затаясь; он был близок к Крюкову, отступал вместе с ним на Кубань, там и похоронил его, завладел рукописью, ее-то, мол, и дал Мишке в приданое вместе со своей перестаркой-дочерью Марией (жениху было, говорил, 19 лет, невесте - 25). А после смерти Громославского уже никак не писал и Шолохов. (Громославский еще жив был в 50-е годы /Солженицын ошибается, П. Я. Громославский умер в 1939 году; Солженицын не знал, что "писателем" была и его дочь, жена неграмотного Шолохова Мария Шолохова-Громославская. - Примеч. Публ./, тогда-то и появилась 2-я книга "Поднятой целины", а после смерти Громославского за 20 лет Шолохов не выдал уже ни строчки. Я указывал на это в статье о "Поднятой целине" ("По донскому разбору", Вестник РХД, № 141, 1984), где заодно ответил и на смехотворный компьютерный анализ норвежского слависта Гейра Йетсо и его коллег, пытавшихся доказать авторство Шолохова. (Примеч. 1986)"
http://forums.ng.ru/archive/part/exlibris.ng.ru,fakty,2006-11-30,3_otvet/26
|